Все что вы хотели знать о ЗИЛ-130 ч2


Базовые модели и серийные модификации (1964-1986):
• ЗиЛ-130 (1963-1966) – базовый бортовой автомобиль (и шасси для специализированных автомобилей) с двигателем ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с., первый серийный вариант. Грузоподъёмность варьировалась в пределах от 4000 до 5500 кг в зависимости от типа дорожного покрытия. Ресурс до капитального ремонта составлял 135 тыс. км. 
• ЗиЛ-130-66 (1966-1977) – вариант 1966 года. Грузоподъёмность определена в 5000 кг, ресурс возрос до 200 тыс. км. 
• ЗиЛ-130-76 (1977-1984) – вариант 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6000 кг, ресурс – до 300 тыс. км. 
• ЗиЛ-130-80 (1984-1986) – вариант 1980 года. Комплектовался тремя независимыми тормозными системами. 
(Следует отметить, что индексы -66, -76 и -80 применялись для обозначения указанных версий ЗиЛ-130 и его модификаций в различной технической документации и справочниках, но не отражались в торговых наименованиях автомобилей и заводских табличках с указанием их моделей.) 
• ЗиЛ-130А1 (1964) – бортовой тягач, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа. Выпущен ограниченной серией.
• ЗиЛ-130Э (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным климатом. 
• ЗиЛ-130Т (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с тропическим климатом. 
• ЗиЛ-130Е (1967-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с экранированным электрооборудованием (от ЗиЛ-131). 
• ЗиЛ-130ЕЭ (1967-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с экранированным электрооборудованием, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным климатом. 
• ЗиЛ-130ЕТ (1967-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с экранированным электрооборудованием, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с тропическим климатом. 
• ЗиЛ-130С (1974-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей), для районов Севера. Выпускался Читинским автосборочным заводом. 
• ЗиЛ-130Г (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный (база 4500 мм). 
 ЗиЛ-130ГЭ (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным климатом. 
• ЗиЛ-130ГТ (1965-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
• ЗиЛ-130ГЕ (1967-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) длиннобазный с экранированным электрооборудованием. 
• ЗиЛ-130ГЕТ (1967-1986) – бортовой длиннобазный с экранированным электрооборудованием, грузоподъёмностью 6000 кг, экспортный вариант для стран с умеренным и тропическим климатом. 
• ЗиЛ-130ГС (1974-1986) – бортовой длиннобазный, для районов Севера. Выпускался Читинским автосборочным заводом. 
• ЗиЛ-130ГУ (1977-1986) – бортовой с особо длинной базой (5600 мм) с использованием узлов от ЗиЛ-133Г1. Выпускался небольшими партиями. 
• ЗиЛ-130АН (1974-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) с двигателем ЗиЛ-157Д мощностью 110 л.с. 
 ЗиЛ-130В1 (1964-1986) – седельный тягач. Предназначался для использования с полуприцепом общим весом 10500 кг (для модели ЗиЛ-130В1-66 – 12400 кг; для модели ЗиЛ-130В1-76 – 14400 кг).
• ЗиЛ-130В1Э (1965-1986) – седельный тягач, экспортный вариант для стран с умеренным климатом. 
• ЗиЛ-130В1Т (1965-1986) – седельный тягач, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
• ЗиЛ-130В1Е (1967-1986) – седельный тягач с экранированным электрооборудованием.
• ЗиЛ-130В1С (1974-1986) – седельный тягач для районов Севера. Выпускался Читинским автосборочным заводом.
• ЗиЛ-130Д1 (1964-1986) – шасси под промышленные самосвалы ЗиЛ-ММЗ-555 и ЗиЛ-ММЗ-4502 (колёсная база 3300 мм). 
 ЗиЛ-130Д1Э (1965-1986) – шасси под промышленный самосвал ЗиЛ-ММЗ-555Э, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
• ЗиЛ-130Д1Т (1965-1986) – шасси под промышленный самосвал ЗиЛ-ММЗ-555Т, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
• ЗиЛ-130Д2 – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи ЗиЛ-ММЗ-555А и ЗиЛ-ММЗ-45022 (колёсная база 3300 мм).
• ЗиЛ-130Д3 – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под самосвал-тягач (колёсная база 3300 мм). 
• ЗиЛ-130Б2 (1972-1986) – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под сельскохозяйственные самосвалы-тягачи ЗиЛ-ММЗ-554 и ЗиЛ-ММЗ-554М (колёсная база 3800 мм). 
 ЗиЛ-130К (1974-1986) – шасси с двигателем ЗиЛ-157Д мощностью 110 л.с., под промышленные самосвалы ЗиЛ-ММЗ-555К и ЗиЛ-ММЗ-45021 (колёсная база 3300 мм). 
• ЗиЛ-136И (1965-1986) – бортовой, экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.345 мощностью 140 л.с. 
• ЗиЛ-136ИГ (1965-1986) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм), экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.345 мощностью 140 л.с. 
• ЗиЛ-136ИД1(1965-1986) – шасси под промышленный самосвал, экспортный вариант с дизельным двигателем Perkins 6.345 мощностью 140 л.с. (колёсная база 3300 мм).
• ЗиЛ-138 (1977-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный для работы на сжиженном нефтяном газе. 
• ЗиЛ-138В1 (1977-1986) – газобаллонный седельный тягач для работы на сжиженном нефтяном газе.
• ЗиЛ-138Д2 (1977-1986) – газобаллонное шасси для работы на сжиженном нефтяном газе, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленный самосвал-тягач ЗиЛ-ММЗ-45023(колёсная база 3300 мм).
• ЗиЛ-138А (1982-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный грузоподъёмностью 5200 кг для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗиЛ-138А мощностью 120 л.с. и степенью сжатия 6,5. 
• ЗиЛ-138АГ (1982-1986) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5200 кг для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗиЛ-138А мощностью 120 л.с. и степенью сжатия 6,5.
• ЗиЛ-138И – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) газобаллонный для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗиЛ-138И мощностью 135 л.с. и степенью сжатия 8,0. 
• ЗиЛ-138ИГ – бортовой газобаллонный длиннобазный (база 4500 мм) для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗиЛ-138И мощностью 135 л.с. и степенью сжатия 8,0. 

Опытные модификации:
• ЗиЛ-130 (1956) – бортовой прототип с экспериментальным V-образным двигателем ЗиЛ-Э130 мощностью 135 л.с. 
• ЗиЛ-130Л (1957-1960) – бортовой, с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗиЛ-120ВК мощностью 130-140 л.с., без оснастки для работы с прицепом.
• ЗиЛ-130ГЛ (1957) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗиЛ-120ВК мощностью 130-140 л.с., без оснастки для работы с прицепом.
• ЗиЛ-130ВЛ (1960) – седельный тягач с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗиЛ-120ВК мощностью 130-140 л.с. 
• ЗиЛ-130М (1960) – бортовой, с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗиЛ-130М мощностью 135-138 л.с. с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
• ЗиЛ-130ГМ (1960) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗиЛ-130М мощностью 135-138 л.с.с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
• ЗиЛ-130А (1962) – бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа. 
• ЗиЛ-130АУ – бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской. 
• ЗиЛ-130ГУ – бортовой длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской. Под этим индексом в дальнейшем (с 1977 года) в ограниченных количествах стал выпускаться бортовой грузовик с особо длинной базой (5600 мм).
• ЗиЛ-130В (1962) – седельный тягач с двухскоростным задним мостом.
• ЗиЛ-130ВТ (1962) – седельный тягач с усиленным двухскоростным задним мостом.
• ЗиЛ-130Д (1962) – шасси с двухскоростным задним мостом под промышленный самосвал (колёсная база 3300 мм).
• ЗиЛ-130Б (1962) – шасси под сельскохозяйственный самосвал (колёсная база 3800 мм). 
• ЗиЛ-130Н (1962) – гидрофицированный седельный тягач с коробкой отбора мощности и насосом для работы с самосвальным полуприцепом-зерновозом ММЗ-812.
• ЗиЛ-Э130 – бортовой, с алюминиевой платформой.
• ЗиЛ-130ГМД (1981) – бортовой длиннобазный (база 4500 мм) с дизельным двигателем и интегральным оперением. 
• ЗиЛ-138АБ (1982) – газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗиЛ-138А мощностью 120 л.с. и степенью сжатия 6,5; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под самосвал-тягач ЗиЛ-ММЗ-45054 (колёсная база 3800 мм). Не пошло в серию в связи с неготовностью ММЗ к производству самосвальной надстройки. В дальнейшем получило наименование ЗиЛ-496110 и выпускалось с 1987 года. 
• ЗиЛ-138ИБ (1982) – газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗиЛ-138И мощностью 135 л.с. и степенью сжатия 8,0; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под модификацию самосвала-тягача ЗиЛ-ММЗ-45054. Не пошло в серию из-за неготовности ММЗ к производству самосвальной надстройки.

Автомобили ЗиЛ-130А, ЗиЛ-130В и ЗиЛ-130Д предполагалось оснащать спроектированным специалистами ЗиЛа двухскоростным задним мостом. Конструкция моста была разработана по принципу коробки передач, скорости переключались с помощью шлицевой муфты. Передаточные числа первой и второй ступеней составляли соответственно:
для грузовика ЗиЛ-130А и шасси ЗиЛ-130Д – 7,90 и 6,18;
для седельного тягача ЗиЛ-130В – 7,47 и 5,76;
для седельного тягача ЗиЛ-130ВТ – 8,6 и 6,63; 
Недостатками данного механизма являлись увеличившиеся по сравнению с обычным мостом габариты и вес, а также то, что для переключения передач необходимо было полностью останавливать машину, но тягово-динамические показатели автомобиля существенно улучшались. По причине того, что освоение производства нового грузовика затягивалось, а для изготовления вышеупомянутых узлов требовалось большое количество зуборезательного оборудования, их выпуск решили отложить на неопределённое время. Взамен в производство запустили упрощённые версии указанных моделей – ЗиЛ-130А1, ЗиЛ-130В1 и ЗиЛ-130Д1, укомплектованные обычным односкоростным двухступенчатым задним мостом. Их изготовление рассчитывали прекратить после налаживания производства двухскоростного моста, но в силу различных обстоятельств этого так и не произошло, поэтому данные модификации (кроме ЗиЛ-130А1) выпускались вплоть до остановки производства всего семейства ЗиЛ-130. Исчезновение из номенклатуры выпускаемых автомобилей тягача ЗиЛ-130А1 по-видимому было связано с тем, что оснасткой для работы с прицепами с 1964 года стали комплектоваться все бортовые грузовики линейки ЗиЛ-130, поэтому необходимость в отдельном индексе для обозначения данной особенности этих машин отпала. Такой же комплектацией оборудовались шасси под сельскохозяйственные самосвалы и часть шасси под промышленные самосвалы. 
Длиннобазный грузовик ЗиЛ-130Г пошёл в массовую серию во второй половине 1965-го, а самосвальное шасси ЗиЛ-130Б было переоборудовано для работы с прицепом и под наименованием ЗиЛ-130Б2 поставлено на конвейер только в 1972 году. 
Седельные тягачи и шасси для промышленных самосвалов имели короткую колёсную базу (3300 мм), а также укороченные раму и карданную передачу. Это было сделано для повышения маневренности этих автомобилей. Их рамы отличались отсутствием буксирного прибора, у шасси ЗиЛ-130Д1 и ЗиЛ-130К, сконструированных для промышленных самосвалов ЗиЛ-ММЗ-555 и ЗиЛ-ММЗ-555К, не предназначенных для работы с прицепом, вместо него устанавливалась буксирная петля без резинового амортизатора, которая использовалась только для вытаскивания застрявшей машины. Для самосвалов-тягачей ЗиЛ-ММЗ-555А завод разработал и выпускал модификацию ЗиЛ-130Д2, укомплектованную полной оснасткой для работы с прицепом. На перечисленные короткобазные шасси устанавливался бензобак ёмкостью 125 л. Первоначально (до середины 1965 г.) передаточное число заднего моста шасси ЗиЛ-130Д1 составляло 6,97.
Шасси ЗиЛ-130Б2, разработанное под сельскохозяйственный самосвал ЗиЛ-ММЗ-554, изначально планировалось для использования в качестве тягача, имело обычную базу (3800 мм) и комплектовалось оснасткой для работы с прицепом. 
На всех упомянутых шасси отсутствовали задние световые приборы и кронштейны крепления номерного знака, их установка осуществлялась непосредственно на самосвальную надстройку во время её монтажа на ММЗ.
На седельный тягач ЗиЛ-130В1 до 1970 года устанавливался задний мост с повышенным передаточным числом (6,97 или 6,99). Эти автомобили оборудовались двумя бензобаками ёмкостью по 125 л каждый, а также комбинированными тормозными кранами и пневмо- и электровыводами под соответствующие системы полуприцепа, но в их комплектацию не входил кронштейн крепления запасного колеса, а задние фонари и кронштейн крепления номерного знака крепились в верхней части кабины. На эти машины к тому же устанавливался четырёхрядный радиатор, в отличие от трёхрядного, монтировавшегося на базовый ЗиЛ-130. 
Модификация ЗиЛ-130Г отличалась от ЗиЛ-130 увеличенной колёсной базой (4500 мм), длиной рамы, карданной передачи и грузовой платформы, которая оборудовалась четырьмя боковыми бортами пониженной (на 110 мм) по сравнению с базовой моделью высоты, и предназначалась для перевозки длинномерных грузов и грузов с малым удельным весом. Доля этих автомобилей в производственной программе предприятия была относительно невелика. С 1977 года завод также производил грузовик ЗиЛ-130ГУ с особо длинной базой, составлявшей 5600 мм, с рамой от трёхосного ЗиЛ-133Г1. Машина изготавливалась мелкими партиями, фактически по отдельным заказам автотранспортных предприятий. 
В 1967 году автозавод приступил к производству автомобиля ЗиЛ-130Е и его модификаций, оснащённых герметичным экранированным электрооборудованием, аналогичным устанавливавшемуся на армейском полноприводном грузовике ЗиЛ-131 (генератор Г-51 мощностью 450 Вт и силой тока 40А с реле-регулятором РР-51, прерыватель-распределитель Р-102, катушка зажигания Б-102Б, свечи зажигания СН-307, стартер СТ-2). На двигатель этой модели в отличие от базового ЗиЛ-130 устанавливался пеномасляный инерционный воздушный фильтр с трёхступенчатой очисткой воздуха типа ВПМ-3. 
ЗиЛ-130 и его модификации выпускались в вариантах для различных климатических условий и стали базой для разнообразных специализированных машин. Идя навстречу пожеланиям ВО «Автоэкспорт», завод также создал специальные экспортные вариации грузовика как для стран с умеренным климатом, так и для тропиков. Экспортные варианты отличались от базовых моделей улучшенной отделкой и повышенной грузоподъёмностью.
На тропические версии автомобиля устанавливались усиленная система охлаждения двигателя, включающая четырёхрядный радиатор и конденсационный бачок; томпаковые трубки тормозов и топливопроводов; приборы электрооборудования, провода и осветительная арматура для работы в условиях южного климата и специальные шины; кабина оборудовалась вентилятором. В конструкции использовались детали, изготовленные из материалов, устойчивых к воздействию высоких температур, плесени, повышенной влажности и тропического солнца.
На экспорт также шёл автомобиль ЗиЛ-136И и его модификации, которые оснащались английским рядным шестицилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем Perkins 6.345 мощностью 140 л.с. при 2800 об/мин с рабочим объёмом 5800 см3. В Финляндии фирмой Oy Konela Ab на ЗиЛ-130 устанавливались финские четырёхтактные четырёхцилиндровые дизели Valmet 411BS мощностью 125 л.с. (91,9 кВт) при 2600 об/мин, рабочим объёмом 4180 см3 и английские рядные шестицилиндровые дизели Leyland 0.400 мощностью 135 л.с. (100 кВт) по системе S.A.E. при 2400 об/мин, рабочим объёмом 6540 см3. 
С 12 августа 1974 года на Читинском автосборочном заводе из комплектующих, поставляемых с ЗиЛа, началось изготовление грузовика ЗиЛ-130С и его модификаций, предназначенных для эксплуатации в районах Крайнего Севера при температуре до –60°С. Эти автомобили оснащались предпусковым подогревателем; автоматической электромагнитной муфтой привода вентилятора системы охлаждения; кабиной с дополнительным утеплением, добавочным автономным отопителем и двойным остеклением; противотуманными фарами; прожектором-искателем; дополнительным бензобаком ёмкостью 40 литров (вследствие чего запасное колесо переместилось под заднюю часть рамы); резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины; часть машин комплектовалась коробкой отбора мощности и лебёдкой. Термоизолированная аккумуляторная батарея обогревалась выхлопными газами двигателя, выпускная труба глушителя во избежание обмерзания ветрового стекла водителя выведена на правую сторону грузовика. Автомобиль комплектовался указателем уровня топлива с переключателем для двух бензобаков и указателем температуры электролита аккумуляторной батареи. Седельный тягач ЗиЛ-130В1С в отличие от серийного ЗиЛ-130В1 имел колёсную базу 3800 мм и комплектовался двумя запасными колёсами, крепившимися в вертикальной стойке позади кабины, а также петлёй для вытаскивания, устанавливавшейся на задней поперечине рамы. Северные модификации ЗиЛ-130 окрашивались в хорошо заметные на фоне снега красный и оранжевый, реже в армейский защитный, цвета. 
С июля 1974 года (после прозвучавшей на правительственном уровне критики о неэкономичности мотора ЗиЛ-130) параллельно с базовой моделью выпускались грузовик ЗиЛ-130АН и самосвальное шасси ЗиЛ-130К с двигателем ЗиЛ-157Д, имевшим следующие характеристики: карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, нижнеклапанный, рабочий объём 5484 см3, мощность – 110 л.с. (80,85 кВт) при 2800 об/мин, степень сжатия 6,5. Этот силовой агрегат отличался от мотора ЗиЛ-157К несколько увеличенной мощностью и уменьшенным рабочим объёмом, а также применением в его конструкции сталеалюминиевых колец, поршневых пальцев, двухкамерного карбюратора (К-88АЖ), термостата и пневмоцентробежного ограничителя оборотов, унифицированных с использовавшимися в двигателе ЗиЛ-130. В системе электрооборудования устанавливался генератор переменного тока Г-250Л1 мощностью 350Вт и силой тока 28А (на ЗиЛ-157К – генератор постоянного тока Г-108В). Эти машины не были предназначены для работы в качестве тягача, поэтому на них устанавливались одинарные тормозные краны и не ставились пневмо- и электровыводы на системы прицепа, а также опознавательные знаки автопоезда. Большей частью ЗиЛ-130АН сходил с конвейера в виде шасси для различных специализированных автомобилей, доля обычных бортовых грузовиков в общей массе машин этой модификации была небольшой. Шасси не оборудовались тягово-сцепными устройствами.
Также на ЗиЛе выпускались и газобаллонные версии ЗиЛ-130: с апреля 1977-го – ЗиЛ-138, а с 1982-го – ЗиЛ-138А и ЗиЛ-138И, а также их модификации. 
Грузовик ЗиЛ-138, предназначенный для работы на сжиженном нефтяном газе, оснащался двигателем ЗиЛ-138 (базовый ЗиЛ-130, конвертированный для работы на СНГ) мощностью 150 л.с. (110,3 кВт) при 3200 об/мин и степенью сжатия 8,0; газовым баллоном объёмом 225 л (на седельный тягач ЗиЛ-138В1 и шасси ЗиЛ-138Д2 устанавливались по два баллона ёмкостью 117,4 л каждый) и комплектом газовой аппаратуры, в который входили испаритель газа, газовый редуктор, смеситель газа СГ-250, карбюратор резервной системы питания 112.1107011, манометр УК-130, электромагнитные клапаны и газовая арматура.
Газобаллонные автомобили ЗиЛ-138А и ЗиЛ-138И, предназначенные для работы на сжатом природном газе и бензине, различались только типом силового агрегата: двигатель для ЗиЛ-138А создан на базе бензинового мотора ЗиЛ-130 с сохранением его степени сжатия (6,5), а двигатель для ЗиЛ-138И – на базе газовой модификации мотора ЗиЛ-130 – ЗиЛ-138 – с увеличенной степенью сжатия (8,0), работавшей на сжиженной пропан-бутановой смеси. Обе эти модели оснащались восемью газовыми баллонами ёмкостью по 50 л, монтировавшимися поперёк рамы сзади кабины, карбюратором-смесителем К-91 и комплектом газовой аппаратуры. Вентили баллонов располагались с левой стороны машины, а запасное колесо переместилось под заднюю часть рамы. Передний борт этих грузовиков отличался повышенной высотой, его верхняя кромка находилась на уровне крыши кабины. 
Автомобиль ЗиЛ-138А предназначался для работы на сжатом природном газе и бензине А-76. Оборудовался двигателем ЗиЛ-138А (базовый ЗиЛ-130, конвертированный для работы на СПГ) со степенью сжатия 6,5, мощностью 120 л.с. (88,4 кВт) при работе на газе и 150 л.с. (110,3 кВт) при работе на бензине.
Автомобиль ЗиЛ-138И предназначался для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93. Оборудовался двигателем ЗиЛ-138И (базовый ЗиЛ-138, конвертированный для работы на СПГ) со степенью сжатия 8,0, мощностью 135 л.с. (100,0 кВт) при работе на газе и 160 л.с. (117,3 кВт) при работе на бензине. 
Автомобили для армии красились в зелёный защитный цвет, оснащались дополнительным инструментом, канистрами на 10 и 20 л, топором, лопатой, пилой, комплектом светомаскировочных насадок СМУ. Часть машин оснащалась кузовом с наращенными бортами, дугами и тентом. Специально для ЗиЛ-130 выпускалась газовая кухня КГ-40 (монтировалась справа под платформой на месте запасного колеса). Армейским вариантам грузовика не присваивались какие-либо отличительные индексы. 
Автомобили первых опытных партий имели колёса от ЗиЛ-164А, маленькое круглое зеркало (как на ЗиЛ-164 и ЗиЛ-157) только с левой стороны, капот без вентиляционных прорезей по бокам, заднее стекло защищалось металлической сеткой. Инструментальный ящик крепился сзади справа под платформой. Первые серийные грузовики получили изменённую облицовку радиатора и капот, прямоугольные зеркала с обеих сторон на кронштейнах совершенно иной формы, новые диски колёс с четырьмя вентиляционными отверстиями. 
Инструментальный ящик расположили слева на основании платформы вплотную к переднему поперечному брусу. На ранних ЗиЛ-130 горловина топливного бака была смещена по направлению к задним колёсам.
                                                                                                                 статью подготовил Ю.Г.Воробьёв (Юркеш 1)

Источники:
1. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М. Транспорт,1967,1972,1979,1982,1985,1995. 
2. Боровский Б., Попов М., Пронштейн М. Справочная книга автомобилиста. – Л. Лениздат, 1967, 1973. 
3. Автомобиль ЗиЛ-130 и его модификации. Инструкция по эксплуатации. – М. Машиностроение, 1968. 
4. Автомобиль ЗиЛ-130 и его модификации. Инструкция по эксплуатации. – М. Машиностроение, 1973. 
5. Автомобили ЗиЛ-130, ЗиЛ-138 и их модификации. Руководство по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва – М. Машиностроение, 1985. 
6. Автомобиль ЗиЛ-431410 и его модификации. Инструкция по эксплуатации. – М. Машиностроение, 1991. 
7. Каталог деталей автомобиля ЗиЛ-431410 (ЗиЛ-130) и его модификаций. – М. Машиностроение, 1989. 
8. ЗиЛ-130, 431410, 131. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. Издательский дом «Третий Рим», М. 2004. 
9. Шасси автомобиля ЗиЛ-130. Под ред. А. М. Кригера. – М. Машиностроение, 1973. 
10. А.Г.Зарубин, А.А.Зубарев, П.Л.Семенков, Б.Ф.Хмелинин. Автомобили ЗиЛ. – М. Транспорт, 1971. 
11. Конструктивные изменения автомобилей ЗиЛ. Дополнение к инструкциям. Выпуски 26, 27, 28. – М. 1971. 
12. Технические средства служб тыла. Справочник – М.Воениздат. 1979. 
13. Руководство по эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе. РД-200-РСФСР-12-0185-83. Министерство автомобильного транспорта РСФСР.
14. Е.Кочнев. Автомобили Советской Армии 1946-1991. 
15. ЗиЛ-130 с «шестёркой» // За рулём, 1976, №11, с. 17. 
16. Разинчев Н. Пять за шестерых // За рулём, 1977, №6, с. 4-5. 
17. Колеватов А. Сто тридцатый // Автомобильный моделизм, 2002, №6, с. 2-8. 
18. ЗиЛ-130 – полвека в истории // Грузовик-пресс, 2006, №12. 
19. Сто тридцатый – самый массовый грузовик эпохи застоя //Автотрак, 2003, №3. 
20. RC Forum – Форум коллекционеров масштабных моделей. Семейства: ЗиЛ-130/133; 131. (Особые благодарности М.Моторову, Евгению 05757АА, Валентину 1963, В.Головкову, Sergi и всем форумчанам). 
21. Российская военная техника. http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=55. 
22. Автомобильный портал ETONEWS.RU. http://etonews.ru/testdrive/10132-sp...vtomobile.html 
23. Форум ЗиЛ-131/130/133. http://zil131.net/forum/viewtopic.php?f=7&t=857.
comments powered by Disqus