Подвижной состав для перевозки товаров народного потребления начала 60-ых


Применение специализированных автомобилей при перевозке товаров народного потребления, как известно, позволяет сохранить качество грузов, повысить культуру перевозок, а также облегчить труд, рабочих, занятых на погрузочно-выгрузочных операциях.

Однако до последнего времени потребности народного хозяйства в специализированном подвижном составе удовлетворялись не полностью. В результате многие автотранспортные предприятия вынуждены были изготовлять различные специальные кузова (фургоны, цистерны и т. д.) для перевозки товаров народного потребления, затрачивая на эти цели значительные силы и средства.

В 1962—1965 гг. выпуск специализированного подвижного состава для товаров народного потребления возрастет во много раз. В частности, уже в текущем году специализированные автомобили в большем количестве будут выпускать Горьковский завод торгового. машиностроения (ГЗТМ), Одесский автосборочный завод, Луцкий машиностроительный и ряд других.

Особенно широко применяются специализированные автомобили при перевозке грузов: бестарных и упакованных в тару; скоропортящихся продуктов и хлебобулочных изделий; мебели; почтовых и др.

Для перевозки скоропортящихся продуктов выпускается целое семейство автомобилей с кузовом типа фургон различной грузоподъемности, в том числе ГЗТМ-953, ГЗТМ-95ЗД, переоборудованные УАЗ-450, «Москвич-430», полуприцепы-рефрижераторы Одесского завода и др.

Автофургон ГЗТМ-95З оборудован изотермическим кузовом, который установлен на шасси автомобиля ГАЗ-51А с удлиненной рамой (раму удлиняют на ГЗТМ). Он предназначен для перевозки скоропортящихся продуктов в замороженном или охлажденном состоянии. Кузов автофургона смешанной конструкции: деревянный каркас, обшитый снаружи листовым железом. Пол и стены обшиты оцинкованным железом. В целях лучшей термоизоляции пространство между наружной и внутренней обшивками кузова, в том числе и в двери, заполнено пакетами из альфоли толщиной 80 мм. Габаритные размеры кузова — 3140х1990х1700 мм, грузоподъемность автофургона — 2 т; объем кузова — 10 м3, вес — 1000 кг. Отметим, что в отличие от этой модели ГЗТМ выпускает также автофургоны ГЗТМ-95ЗД, отличающиеся от описанной конструкции тем, что кузов обшит дюралюминиевым листом.

Московский авторемонтный завод Главмосавтотранса наладил производство изотермических кузовов для перевозки скоропортящихся продуктов, устанавливаемых на автомобили малой грузоподъемности (УАЗ-450, Шкода-1201, «Москвич-430»). Термоизоляция кузова состоит из листового пенопласта толщиной 50 мм, обшитого оцинкованным железом. Для охлаждения устанавливают по бокам кузова холодильные батареи, заполненные раствором хлористого натрия. Внутри батарей пропущен змеевик, который имеет два вывода, закрываемые вентилями. К вентилям подключаются раздаточные трубки. По змеевику пропускается аммиак из холодильной установки. При этом в батареях раствор хлористого натрия замерзает. В результате температура в кузове понижается до минус 3 — плюс 5°. Такая температура поддерживается в течение 8—10 час. при наружной температуре воздуха около + 25°.

Рационализаторы автобазы № 20 Мосторгтранся установили в кабине автомобиля «Москвич-430» холодильную установку Харьковского завода торгового машиностроения, которая приводится в действие от электродвигателя переменного тока, питаемого от внешней сети. Установка включается в сеть за 2-3 часа до выезда автомобиля на линию.

Для перевозки различных продовольственных грузов (мука, сахар и др.) выпускается целая гамма специализированных автомобилей.


ГЗТМ-952

В частности, Горьковский завод торгового машиностроения выпускает автофургон ГЗТМ-952, кузов которого установлен на шасси автомобиля ГАЗ-51А с удлиненной рамой. По своей конструкции ГЗТМ-952 аналогичен модели ГЗТМ-953, в нем отсутствует лишь термоизоляция и вес фургона снижен на 10%.

Оригинальная конструкция муковоза С-654 для бестарной перевозки муки на хлебозаводы создана ВНИИстройдормашем. В настоящее время такие муковозы выпускает Прилукский завод строительных машин. Автопоезд состоит из тягача ЗИЛ-164Н и полуприцепа-цистерны ММ3-584. Загрузка цистерны мукой на элеваторе осуществляется через загрузочные люки, диаметром 400 мм. На хлебозаводе мука выгружается через разгрузочный патрубок диаметром 100 мм и на расстояние до 50 м. Под давлением воздуха, поступающего от компрессора, мука выдавливается в разгрузочный патрубок и транспортируется по трубопроводу. Конец разгрузки определяют по манометру, стрелка которого при этом падает до нуля.

В Тюменском облавтотресте изготовлен автопоезд для централизованной доставки муки с мельниц на хлебозаводы. Он состоит из тягача ЗИЛ-164Н и полуприцепа, крышу которого можно поднимать при помощи гидроподъемников в любую сторону. Благодаря такой конструкции полуприцепа намного облегчается труд шофера, причем при разгрузке можно широко использовать различные механизмы и тем самым высвободить значительное число грузчиков.

Заслуживает внимания конструкция автомобиля, изготовленного Трестом централизованных перевозок Ленинградского управления автомобильного транспорта. Благодаря соединению при помощи тросов заднего борта с крышей последняя автоматически открывается при открывании борта, позволяя тем самым грузчикам свободно уложить груз или применить автопогрузчики и другие механизмы.

Несколько моделей автофурго­нов выпускается и для перевозки хлебобулочных изделий.


КХА-2-57

Так, например, Горьковский за­вод торгового машиностроения выпускает автофургон КХА-2-57. В автофургоне предусмотрены устройства, обеспечивающие опре­деленную влажность воздуха, пре­дохраняющие кузов от конденса­ции паров и защищающие продук­ты от загрязнений. Кузов уста­новлен на шасси ГАЗ-51А с удли­ненной рамой. Он разделен на 4 секции, причем каждая секция имеет направляющие полозья, ко­торые служат для размещения хлебных лотков. Для каждой сек­ции предусмотрена двухстворчатая дверь. Автофургон можно эксплуатиро­вать с прицепом грузоподъем­ностью до 3 т.

Тартусский авторемонтный за­вод № 3 выпускает автофургон модели ТА-9 для перевозки хле­бобулочных изделий. Его грузо­подъемность 2 т. Управление хлебопекарной про­мышленности Мосгорсовнархоза на базе автомобиля ГАЗ-51 разрабо­тало оригинальную безбортовую конструкцию для перевозки хлеба. На платформе размещается 8 кон­тейнеров, в которые вмещается до 2 тыс. кг черного хлеба или 1 тыс. кг белого. Применение контейнеров позволяет доставлять свежий хлеб потребителям мел­кими партиями.


ГЗТМ-892

В текущем году на ГЗТМ раз­рабатывается новая модель авто­фургона ГЗТМ-892 для перевозки хлебобулочных изделий на шасси автомобиля ГАЗ-52 с удлиненной базой. Конструктивные особенности ГЗТМ-892 заключаются в том, что для укладки лотков с хлебом пре­дусмотрены сплошные фермы. Не­смотря на то, что, крыша фургона будет металлическая, вес его сни­зится благодаря более рациональ­ной конструкции.

Целый ряд специализированных автомобилей-фургонов выпускает­ся для перевозки мебели. В част­ности, ГЗТМ выпускает автофур­гон модели ГЗТМ-954. Кузов автофургона деревянный, снаружи обшит листовым желе­зом. Крыша фанерная, покрытая брезентом. Для предохранения мебели от поврежденй при транспортирова­нии вдоль стен установлены полу­мягкие валики, расположенные в три яруса. Внутри кузова в три ряда натянуты струны, на кото­рые подвешивают жгуты-проклад­ки для разделения перевозимой мебели. Кроме того, по боковым стенкам кузова в два яруса уста­новлены стальные прутья, на кото­рых крепятся передвижные полу­мягкие поперечины, служащие для разделения мебели в рядах. Проем в двери равен внутренней ширине и высоте кузова, благо­даря чему можно легко погружать различную мебель. Сзади кузова под дверью для удобства погруз­ки и выгрузки мебели устанавли­вают трап с рольгангом. Габаритные размеры кузова — 3738х2300х2530 мм, высота по­грузки — 1200 мм, объем кузо­ва — 15 м3.


"Аремкуз"

Московский завод «Аремкуз» вы­пускает автопоезд с фургоном-полуприцепом и тягачом ГАЗ-51П, который предназначен для пере­возки мебели на торговые базы. Грузоподъемность автопоезда — 4 т.

Необходимо отметить, что гру­зы, перевозимые в различной та­ре — ящиках, коробках, мешках, бочках и т. д., занимают значи­тельное место в общем грузообо­роте всех видов транспорта. В то же время для большинства грузов нельзя применить бестарную пере­возку, как это, например, осу­ществлено при перевозке муки с элеваторов на хлебозаводы, бла­годаря использованию полупри­цепа-цистерны С-654.

Поэтому одним из наиболее про­грессивных способов транспорти­рования грузов, находящихся в та­ре, является пакетный способ, по­зволяющий осуществить комплекс­ную механизацию при погрузочно-выгрузочных операциях, складских работах и т. д.

Кроме того, благодаря этому способу при перевозке тарно-штучных грузов сокращается время простоя подвижного состава под погрузкой-выгрузкой, более рационально используются складские площади, причем грузчики осво­бождаются от тяжелого физиче­ского труда.


Фургон с подвижным полом

В настоящее время Вологодский завод треста ГАРО на шасси автомобиля ЗИЛ-164 выпускает автомобиль с кузовом типа фур­гон с подвижным полом и с при­менением стандартных поддонов размером 800х1200 или 850х1000 мм. Основные параметры этого ав­томобиля: грузоподъемность — 3,5 т, размеры кузова — 3530х2308х1600 мм, кузов — цельно-металлический стальной.

Для грузов, упакованных в та­ру, выпускаются и другие специа­лизированные автомобили.

Автофургон ГЗТМ-894 предна­значен для перевозки промышлен­ных, продовольственных и других товаров народного потребления, упакованных в тару. В этом автофургоне подъем крыши осуществляется при помо­щи пружинного механизма, при­чем при подъеме крыша передви­гается к кабине. Кузов автофургона смешанной конструкции: каркас деревянный, обшивка металлическая. Он имеет две двери: боковую и заднюю. Бо­ковая дверь одностворчатая. Из кузова в кабину проведена сигнализация. Для проветривания внутри кузова установлены венти­ляторы. В процессе погрузочно-выгрузочных операций в таком автофурго­не можно широко использовать различные механизмы, а при от­сутствии последних грузчики мо­гут работать в полный рост,

В настоящее время на ГЗТМ разработана конструкция автофур­гона модели ГЗТМ-891 на шасси автомобиля ГАЗ-52, который пред­назначен для перевозки различных товаров народного потребления, Его можно также использовать в составе автопоезда с одноосным прицепом на шасси ИАПЗ-738. Кузов автофургона смешанной конструкции (каркас деревянный, обшивка металлическая). Крыша жесткая, обшита фанерой и об­тянута брезентом.

В 1963 г. ГЗТМ будет выпускать конструкцию автофургона модели 891А для перевозки почтовых гру­зов на шасси ГАЗ-52АК с увели­ченной базой.

Источники:

1) Журнал "Автомобильный транспорт"

2) http://www.diecast.by


comments powered by Disqus