Автобусы малой вместимости на базе ГАЗ-51. (1955)

В настоящее время промышленность выпускает для город­ских и междугородных перевозок только один тип автобуса, а именно автобус ЗИС-155, который к тому же обладает це­лым рядом недостатков. Количество автобусов ЗИС-155 уже сейчас достигает 60%, всего автобусного парка общего поль­зования.

Между тем, наряду с необходимостью в автобусах большей вместимости, предназначенных для эксплуатации в крупных городах и для междугородных перевозок на дальние расстоя­ния, стране нужны также городские и междугородные авто­бусы малой вместимости.

Учитывая, что автомобильная промышленность в настоящее время не удовлетворяет потребности народного хозяйства в автобусах малой вместимости, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР организовало на своих предприятиях производство нескольких моделей автобусов на базе шасси автомобиля ГАЗ-51. Уже в 1954 г. Тосненским, Рижским, Киевским, Тартусским и другими авторемонтными заводами было выпущено около 1500 маломестных автобусов, конструкция которых, однако, не может быть признана удовлетворительной. В настоящее время разработано несколько конструкций автобусов на базе шасси автомобиля ГАЗ-51, которые представляют определенный интерес. На Борисовском авторемонтном заводе Министерства автомобильного транс­порта и шоссейных дорог Белорусской ССР изготовлен опыт­ный образец автобуса вагонного типа, прошедший в условиях нормальной эксплуатации уже 25 000 километров.


Автобус построен да базе шасси автомобиля ГАЗ-51, рама которого удлинена в общей сложности более чем на 1 м (спереди на 265 мм, сзади — на 900 мм). Вперед вынесены крепление рулевого управления и главный тормозной цилиндр; передние и задние рессоры автомобиля ГАЗ-51 усиле­ны, причем на задней оси автобуса дополнительно установ­лены четыре амортизатора (кроме двух амортизаторов на пе­редней оси). Силовая передача, рулевое управление и тор­моза — стандартные, с отдельными конструктивными изме­нениями. Кроме упомянутого изменения в креплении рулево­го управления картер руля перевернут и установлен под углом (70°); рычаг ручного тормоза смонтирован с правой стороны сидения водителя; привод тормоза осуществляется гибким тросом. Конструктивные изменения внесены также в крышку коробки передач и в систему питания — бензобак перенесен к траверсе №3, а отстойник вынесен к бензобаку. Выпускная труба удлинена и конец ее выведен к.заднему левому углу рамы.

Кузов автобуса — деревянно-металлический с каркасом смешанной конструкции. В качестве материала для каркаса основания использован швеллер № 5; стойки бортов, бортовые пояса верхние и нижние обвязки стоек и крыши, основания задней двери и двери водителя выполнены из дерева (дуб) с уголковыми и полосовыми металлическими усилениями. Ку­зов имеет три двери (не считая двери водителя), две распо­ложенные с правой стороны для входа и выхода пассажиров, а также запасную, расположенную сзади. Боковые двери — четырехстворчатые, с пневматическим приводом, расположен­ным под подножками. Дверные механизмы и кран управления дверьми заимствованы от автобуса ЗИС-155. Створки дверей открываются наружу.




Особый интерес представляет конструкция крыши автобуса. Она выполнена с боковыми гнутыми стеклами — по четыре с каждой стороны, что в сочетании с четырьмя угловыми стеклами кузова обеспечивает улучшенную обзор­ность и освещение.

Вентиляция кузова производится через центральный раструб в крыше автобуса с подачей воздуха к четырем приточным вентиляционным отверстиям в пассажирском салоне и к двум в кабине водителя; поступление воздуха в кузов регулируется заслонками с мест пассажиров, а общий поток воздуха в вентиляционный канал регулирует водитель из кабины, в зависимости от времени года и температуры. Для обогрева применен водяной отопите ль, устанавливаемый на автомобилях ГАЗ-М-20.

В кабине водителя, под щитком приборов, имеется радио­приемник «Москвич» с питанием от аккумуляторной батареи (через умформер), а на кузове установлена антенна.

На Рижском заводе автобусных кузовов Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР во втором квартале 1955 года начат выпуск опытной пар­тии новых автобусов РАФ-251 с кузовом вагонного типа.



Автобус выпускается на базе шасси автомобиля ГАЗ-51, в котором произведен ряд конструктивных изменений. Рама автомобиля значительно удлинена спереди и сзади, что изме­нило соответственно монтаж и крепление ряда агрегатов. Так рулевая колонка автобуса значительно укорочена, смещена - вперед и поставлена почти вертикально; педали привода сцеп­ления, ножного тормоза и акселератора, а также рычаги переключения коробки передач и ручного тормоза также- вы­несены вперед; в системе привода сцепления, ножного и руч­ного тормозов введены соответствующие удлинители; меха­ническое дистанционное управление коробкой передач осуще­ствляется с помощью двух качающихся кулис, соединенных трубчатой тягой.

Двигатель расположен в кабине водителя, справа от него, и изолирован плотно закрывающимся капотом. Доступ к дви­гателю и к основным его узлам, а также к радиатору, акку­муляторам и ресиверам пневматической системы управления дверьми кузова возможен не только из кабины, через откры­вающуюся часть капота, но и через специальный люк в перед­ней части правого борта автобуса.

В связи с увеличением нагрузки на переднюю ось (по сравнению с нагрузкой на ось автомобиля ГАЗ-51) передние рессоры автобуса усилены дополнительными листами — по два на каждую рессору.

Кузов автобуса выполнен в виде деревянного каркаса, обшитого металлическим листом с подложенным водостойким картоном. Пол кузова выполнен из бакелизированной фанеры толщиной 15 мм и покрыт линолеумом. Потолок обшит фа­нерой, оклеен бязью и окрашен белой нитрокраской. Салон освещается десятью плафонами, в качестве стекол для кото­рых применены рассеиватели подфарников автомобиля ЗИМ-12. Благодаря установке во всех углах кузова гнутых угловых стекол достигается хорошая круговая обзорность в салоне. Стекла боковых окон выполнены опускающимися. Вентиляция кузова — приточная, обеспечивается двумя заборниками, установленными сверху в передней части крыши. Приток воз­духа регулируется водителем с помощью рычагов управления вентиляционными заборниками. Для вентиляции кабины во­дителя предусмотрено небольшое отверстие в вертикальной стенке капота около щитка «приборов.




Автобус снабжен радиоприемником «Москвич», установленным под щитком приборов, динамик которого вынесен и а пе­регородку, отделяющую кабину от пассажирского салона. Симметрично динамику на перегородке (слева) имеется круг­лое переговорное отверстие, расположенное над головой во­дителя. Оба отверстия и расположенное между ними вентиля­ционное отверстие декоративно оформлены. Антенна прием­ника проходит вдоль крыши автобуса, по ее середине.

В настоящее время разрабатывается унифицированная кон­струкци автобуса на шасси ГАЗ-51, в которой будут соче­таться достоинства обоих описанных автобусов. За основу принята конструкция автобуса РАФ-251, который будет выпускаться в двух модификациях с глухой крышей и с кры­шей, имеющей боковые стекла по четыре с каждой стороны, как это было сделано в автобусе Борисовского АРЗ.

Сочинское автотранспортное управление выпускает в своих авторемонтных мастерских на базе шасси автомобиля ГАЗ-51 весьма удобный открытый автобус, предназначаемый для экс­курсий и междугородных сообщений в южных районах страны.

Автобус рассчитан на 19 пассажиров. Благодаря удлинению шасси все пассажиры размещаются на удобных мягких си­деньях, располагаемых по обе стороны от центрального про­хода в открытом салоне. Кузов автобуса выполнен в виде каркаса смешанной конструкции (дерево и металл), облицо­ванного металлическим листом. Автобус имеет одну дверь, открываемую водителем с помощью механического привода. Боковых стекол в кузове нет, переднее ветровое стекло со­стоит из четырех секций, причем две крайние секции — гну­тые, что улучшает обзорность и способствует улучшению внешнего вида автобуса. На случай дождя, а также для за­щиты от солнечных лучей кузов снабжен убирающимся тен­том. К боковым стойкам переднего ветрового стекла примы­кают с обеих сторон низкие фигурные стекла, предохраняю­щие водителя и сидящих впереди пассажиров от прямых по­токов пыли.

Автобус развивает скорость до 70 км/час и имеет радиус действия при одной заправке бензобака около 400 км. Со­чинскими авторемонтными мастерскими изготовлено более 100 таких автобусов, с успехом эксплуатируемых на дорогах Кавказа и Черноморского побережья. Отдельные автобусы прошли уже более 100000 км в условиях 'нормальной эксплуа­тации, при этом никаких серьезных дефектов в конструкции автобуса не обнаружено.

Проводимая работа по созданию экспериментальных образ­цов и опытных партий автобусов малой вместимости и испы­тание их в различных условиях дают ценный материал для создания -автомобильной промышленностью автобусов совре­менных конструкций, с учетом особенностей эксплуатации в различных районах.


Журнал "Автомобильный транспорт" 1955

comments powered by Disqus