Новые модели ЛАЗ. (конец 60-ых)

 Головное союзное конструктор­ское бюро по автобусам и Львов­ский автобусный завод разработа­ли семейство новых городских ав­тобусов средней и большой ­вместимости, предназначенных для эксплуатации при напряженных пассажиропотоках. Базовыми мо­делями этого семейства являются модель средней вместимости ЛA3-698  и модель боль­шой вместимости ЛA3-696. Обе эти модели максимально унифицированы друг с другом и представляют собой по существу один автобус, который для увели­чения вместимости может выпу­скаться с дополнительной секцией. В этом случае длина автобуса увеличивается на величину одной секции, т. е. на 1400 мм. У авто­буса большой вместимости, с до­полнительной секцией имеется третья пассажирская дверь. Соот­ветственно изменяется вмести­мость, планировка, удельные и не­которые другие характеристики автобуса.


ЛАЗ-696


ЛАЗ-698

 Автобус имеет оборудование для бескондукторного обслуживания и трехрядную планировку пассажир­ских сидений с одноместными си­дениями справа. В задней части салона предусмотрена накопитель­ная площадка. Ширина прохода между сиденьями увеличена до 1000 мм. Эти и целый ряд других конструктивных усовершенствований направлены на повышение вместимости авто­буса и увеличение его средней эксплуатационной скорости. Реше­ние этих задач позволяет присту­пить к производству современных городских автобусов разной вме­стимости, которые можно было бы эксплуатировать на маршру­тах с большой напряженностью пассажиропотоков.

 Новые автобусы характеризуют­ся хорошим использованием габа­ритной площади. Коэффициент площади, выражающий отношение полезной площади автобуса к га­баритной, достигает здесь значе­ния 0,81. Эта полезная площадь распределяется так: для сиде­ния— 55,5%, для проезда стоя — 44,5%.

 Новые городские автобусы име­ют заднее продольное расположе­ние двигателя. V-образный кар­бюраторный двигатель ЗИЛ-375 с рабочим объемом 7 л и макси­мальной мощностью 180 л. с. обес­печивает обоим хмоделям автобу­сов необходимые тяговоскоростные характеристики.

 На автобусах применена авто­матическая гидромеханическая ко­робка передач производства Львовского автобусного завода. Она значительно облегчает и упрощает управление автобусом. Кроме того, по данным опытной эксплуатации автоматическая ко­робка передач значительно повы­шает долговечность таких основ­ных агрегатов, как двигатель, зад­ний мост, карданная передача и др. Коробка передач состоит из одноступенчатого гидротрансфор­матора с максимальным коэффи­циентом трансформации 3,2 и ме­ханической коробки передач с двумя передачами вперед и зад­ним ходом. Управление автобусом двухпедальное.

 Короткая карданная передача открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках передает крутящий момент заднему мосту. Одной из особенностей конструк­ции заднего моста является нали­чие планетарных бортовых передач, в которых ведущие шестер­ни приводят во вращение по три сателлита. Общее передаточное число главной передачи 7,56, в том числе конической передачи — 2,06 и бортовой передачи — 3,67.

 Передняя и задняя подвески ав­тобусов пневматические, на двух- витковых резинокордных упругих элементах. Передняя подвеска не­зависимая, использована от авто­буса JIA3-699A без существенных изменений. Два пневмобаллона установлены в передней подвеске и четыре в задней. Задний мост фиксируется рычажным направ­ляющим устройством, состоящим из двух продольных нижних и двух Л-образных в плане верхних рычагов. Балки задних пневмобаллонов одновременно являются для них дополнительными резер­вуарами. В подвеске установлено четыре телескопических амортиза­тора. Автоматическое поддержа­ние постоянства уровня пола авто­буса от дороги осуществляется тремя регуляторами, которые при увеличении статической нагрузки в автобусе впускают дополнитель­ный сжатый воздух в пневмобаллоны, а при уменьшении — выпу­скают.

 В электрооборудовании автобу­сов предусмотрена установка ге­нератора переменного тока мощ­ностью 750 Вт, работающего в комплекте с селеновым выпрями­телем и реле-регулятором типа 6 СТ-78 ЭМС общей емкостью 156 Ач. Стартер СТ 130 мощно­стью 1,4 л. с.

 Пневматический тормозной привод, управление открытием и закрытием дверей, питание пнев­матической подвески и другие по­требители обеспечиваются сжатым воздухом, поступающим от двух­цилиндрового поршневого ком­прессора. В пневматическом при­воде тормозов применен двухсек­ционный тормозной кран следя­щего действия, позволивший осу­ществить раздельное торможение передних и задних колес. Верх­няя полость крана подает сжа­тый воздух в тормозные камеры передних тормозов, нижняя — задних. Обрыв одного из воздухо­проводов до крана или после не­го выводит из строя магистраль только передних или только зад­них тормозов. Таким образом возможность использования тор­мозов, к которым подходит не­поврежденная магистраль, сохра­няется. При обрыве трубопровода до обратных клапанов воздушных баллонов сохраняется возмож­ность торможения передними и задними тормозами.


ЛАЗ-696


ЛАЗ-698

Журнал "Автомобильный транспорт" 1968

comments powered by Disqus