Новые модели ЛАЗ. (конец 60-ых)
Головное союзное конструкторское бюро по автобусам и Львовский автобусный завод разработали семейство новых городских автобусов средней и большой вместимости, предназначенных для эксплуатации при напряженных пассажиропотоках. Базовыми моделями этого семейства являются модель средней вместимости ЛA3-698 и модель большой вместимости ЛA3-696. Обе эти модели максимально унифицированы друг с другом и представляют собой по существу один автобус, который для увеличения вместимости может выпускаться с дополнительной секцией. В этом случае длина автобуса увеличивается на величину одной секции, т. е. на 1400 мм. У автобуса большой вместимости, с дополнительной секцией имеется третья пассажирская дверь. Соответственно изменяется вместимость, планировка, удельные и некоторые другие характеристики автобуса.
ЛАЗ-696
ЛАЗ-698
Автобус имеет оборудование для бескондукторного обслуживания и трехрядную планировку пассажирских сидений с одноместными сидениями справа. В задней части салона предусмотрена накопительная площадка. Ширина прохода между сиденьями увеличена до 1000 мм. Эти и целый ряд других конструктивных усовершенствований направлены на повышение вместимости автобуса и увеличение его средней эксплуатационной скорости. Решение этих задач позволяет приступить к производству современных городских автобусов разной вместимости, которые можно было бы эксплуатировать на маршрутах с большой напряженностью пассажиропотоков.
Новые автобусы характеризуются хорошим использованием габаритной площади. Коэффициент площади, выражающий отношение полезной площади автобуса к габаритной, достигает здесь значения 0,81. Эта полезная площадь распределяется так: для сидения— 55,5%, для проезда стоя — 44,5%.
Новые городские автобусы имеют заднее продольное расположение двигателя. V-образный карбюраторный двигатель ЗИЛ-375 с рабочим объемом 7 л и максимальной мощностью 180 л. с. обеспечивает обоим хмоделям автобусов необходимые тяговоскоростные характеристики.
На автобусах применена автоматическая гидромеханическая коробка передач производства Львовского автобусного завода. Она значительно облегчает и упрощает управление автобусом. Кроме того, по данным опытной эксплуатации автоматическая коробка передач значительно повышает долговечность таких основных агрегатов, как двигатель, задний мост, карданная передача и др. Коробка передач состоит из одноступенчатого гидротрансформатора с максимальным коэффициентом трансформации 3,2 и механической коробки передач с двумя передачами вперед и задним ходом. Управление автобусом двухпедальное.
Короткая карданная передача открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках передает крутящий момент заднему мосту. Одной из особенностей конструкции заднего моста является наличие планетарных бортовых передач, в которых ведущие шестерни приводят во вращение по три сателлита. Общее передаточное число главной передачи 7,56, в том числе конической передачи — 2,06 и бортовой передачи — 3,67.
Передняя и задняя подвески автобусов пневматические, на двух- витковых резинокордных упругих элементах. Передняя подвеска независимая, использована от автобуса JIA3-699A без существенных изменений. Два пневмобаллона установлены в передней подвеске и четыре в задней. Задний мост фиксируется рычажным направляющим устройством, состоящим из двух продольных нижних и двух Л-образных в плане верхних рычагов. Балки задних пневмобаллонов одновременно являются для них дополнительными резервуарами. В подвеске установлено четыре телескопических амортизатора. Автоматическое поддержание постоянства уровня пола автобуса от дороги осуществляется тремя регуляторами, которые при увеличении статической нагрузки в автобусе впускают дополнительный сжатый воздух в пневмобаллоны, а при уменьшении — выпускают.
В электрооборудовании автобусов предусмотрена установка генератора переменного тока мощностью 750 Вт, работающего в комплекте с селеновым выпрямителем и реле-регулятором типа 6 СТ-78 ЭМС общей емкостью 156 Ач. Стартер СТ 130 мощностью 1,4 л. с.
Пневматический тормозной привод, управление открытием и закрытием дверей, питание пневматической подвески и другие потребители обеспечиваются сжатым воздухом, поступающим от двухцилиндрового поршневого компрессора. В пневматическом приводе тормозов применен двухсекционный тормозной кран следящего действия, позволивший осуществить раздельное торможение передних и задних колес. Верхняя полость крана подает сжатый воздух в тормозные камеры передних тормозов, нижняя — задних. Обрыв одного из воздухопроводов до крана или после него выводит из строя магистраль только передних или только задних тормозов. Таким образом возможность использования тормозов, к которым подходит неповрежденная магистраль, сохраняется. При обрыве трубопровода до обратных клапанов воздушных баллонов сохраняется возможность торможения передними и задними тормозами.
ЛАЗ-696
ЛАЗ-698
Журнал "Автомобильный транспорт" 1968